Основные принципы методики «Портаж» в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья стали одной из тем докладов секции “Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального становления молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью”, которая прошла 8 октября в рамках IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления формирования современной системы активной социализации детей и молодежи с инвалидностью».
Конференция проходила в он-лайн формате и также была посвящена проблемам трудоустройства выпускников с инвалидностью, технологиям долговременного ухода и сопровождения детей и молодежи с инвалидностью и другим близким темам. В ней приняли участие представители органов государственной власти, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, организаций и предприятий, образовательных и общественных организаций, органов занятости населения.
Мероприятие организовали Департамент образования и науки Костромской области совместно с Региональным центром движения Абилимпикс, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» и ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» в рамках деловой программы IV регионального Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2020 в Костромской области.
Директор Фонда “Димина Мечта” Елена Володина представила методику Портаж слушателям своей секции в докладе «Основные принципы методики «Портаж» в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» от лица нашего фонда, который развивает методику Портаж в России.
Наш спикер рассказала, что обучающая модель Portage была основана в одноименном городе штата Висконсин (США) в 1970-х г. Модель точного обучения была разработана на основании исследований Профессора Сидней Бижу. Обучающая модель Portage признавала ограниченность обучения в различных центрах и предлагала перенести процесс обучения домой. Успех Portage в Великобритании и США привел к запросам для использования системы во многих странах мира, таких как Газа и Арабские страны, Намибия, Грузия, Нидерланды, Индия, Перу, Ямайка, Филиппины, Япония, Россия, Корея, Вьетнам, Латвия, Литва, Замбия.
В докладе было отмечено, что в России методике уже обучены и действуют более 200 сертифицированных специалистов Портаж, более 15 Пилотных проектов и Практикующих команд Портаж в 5 регионах. Примечательно, что в 2016 году состоялась Конференция по Инновационным практикам, в число которых вошла система ранней помощи Портаж, а в 2020 году в России произошло знаковое событие – была учреждена МОО «Объединение специалистов Портаж».
Елена Володина сообщила, что в качестве документов для работы по модели Портаж используются Проверочный лист, Карточки деятельности для повышения эффективности обучения, а также Таблица деятельности для совместной работы с родителем над точным обучающим шагом.
Говоря об основных принципах методики, она назвала следующие: дом ребенка является первоначальной средой обучения ребенка, а ключевая роль отводится родителям/воспитателям ребенка.
В завершении выступления Елена Анатольевна отметила причины, по которым метод представляет ценность для детей. В их числе:
- У ребенка появляется привязанность к значимому взрослому и, как следствие, формируется базовое доверие к миру,
- Ребенок чаще получает позитивные эмоции и больше индивидуального внимания в условиях проживания в группе,
- Каждую неделю специалисты Портаж коллегиально обсуждают успехи ребенка и детали его дальнейшего развития,
- Индивидуальная папка ребенка аккумулирует не только результаты ребенка, но и фотографии, и рекомендации специалистов разного профиля, привлеченных в ходе проекта.
И самое потрясающее, добавила наш спикер, что в результате многолетней кропотливой работы по методу Портаж дети, считавшиеся ранее «бесперспективными», приобретают новые навыки, ранее недоступные для них.
«С помощью специалистов по методу Портаж они осваивают навыки самообслуживания, речи и коммуникации, движения, познания и социализации, – резюмировала Елена Володина. – Всего таких навыков 624. Инструментарий Портаж позволяет персоналу учреждений и родителям учить детей самому элементарному: умываться и одеваться, жевать и глотать пищу, самостоятельно пить, сидеть и стоять, различать цвета, считать, собирать конструкторы и другие, а также приобретать и развивать речевые навыки, общаться со взрослыми и детьми, познавать себя и окружающий мир, учиться играть самим и в группе».
Надеемся, что знакомство с принципами методики Портаж дополнило картину системы активной социализации детей и молодежи с инвалидностью и было полезным для слушателей секции – ученых, преподавателей, специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и заместителей руководителей, педагогов образовательных организаций, педагогов-психологов образовательных организаций и учреждений социального обслуживания населения, представителей общественных организаций социально- реабилитационной направленности и социозащитных учреждений.