Фонд принял участие в самом ожидаемом за последнее время событии.
На минувшей неделе директор Фонда Елена Володина приняла участие в самом ожидаемом для нашего фонда за последнее время событии – Семинаре для победителей грантового конкурса Фонда Владимира Потанина «Новое измерение». Это – и особенная среда, и удивительное общение, и уникальные возможности роста.
«Самым ценным для меня является экспертное сопровождение, которое нашему фонду окажет Фонд Владимира Потанина, – рассказала руководитель нашего фонда. – Мы получим средства на развитие организации, а не на ведение проектов, а это совершенно уникальный, новых подход. Благодаря этому гранту мы не просто получим средства, а войдем в сообщество победителей, чего нет в других грантовых программах и конкурсах. В этом подходе есть большая заслуга Оксаны Ивановны Орачевой – директора Фонда Владимира Потанина, видение которой и открыло столько новых возможностей и за что мы ей очень благодарны!».
В первый из трех дней семинара своим экспертным мнением по теме «Организационная устойчивость в условиях неопределенности» поделилась Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ, сопредседатель Президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Вместе с ней участники семинара еще раз задумались о том, что ожидает НКО в ситуации неопределенности, какие точки роста для организаций существуют. Обилие незнакомых терминов очень расширило кругозор и позволило ввести новые понятия и явления в практику нашей работы. Например, одним из них стало явление «коллективное лидерство», которое вызвало интерес и стимулировало его изучение.
Очень много важного сказал в своем выступлении Евгений Гонтмахер, член Правления Института современного развития, член экспертной группы «Европейский диалог», доктор экономических наук, член КГИ, член Оргкомитета ОГФ. Это была лекция о социальной уязвимости, общественной атмосфере и государственных мерах в коронакризис и ближайший год.
Все тезисы были настолько актуальны, что по каждому из них можно было бы открывать отдельную дискуссию. Например, по поводу того, что здравоохранение должно развиваться исходя из реального здоровья граждан, которое у нас не исследуется…. Наше здравоохранение ориентировано на очень больных людей, которым хорошо помогают в больницах, куда они фактически попадают из дома, минуя лечение в поликлиниках. Какие категории граждан находятся сейчас в самом уязвимом положении, об уровне бедности в России и планах борьбы с ней, о различных системах здравоохранения, социальной защиты и системе долговременного ухода у нас в стране и в мировом опыте. Осталось много пищи для размышления, факты и ссылки на исследования.
Во второй день семинара обсуждали различные аспекты формирования Целевого капитала. Об этом инструменте стабильности и «подушке безопасности» для самых важных проектов наш фонд задумывался давно. На семинаре в один день, в одном месте о своем опыте создания и развития таких фондов рассказали одни из лучших в России экспертов по этой теме: Ольга Драничкина (Фонд поддержки Третьяковской галереи), Мария Булыгина (Эндаумент-фонд ТГУ), Олег Шарипков (Пензенский общественный благотворительный фонд «Гражданский Союз»), Людмила Пантелеева (независимый консультант, через руки которой прошло более 40 эндаументов России с самого первого).
В созданной Фондом Владимира Потанина «Лаборатории успешных практик» нам дали бесценные советы знающих о том, что критически важно сделать в первый год подготовки и в первый год становления эндаумент-фонда, о формировании целевого капитала, а также осветили юридические аспекты на старте в форматах «быстрых свиданий» с экспертами и групповой работы.
Семинар поддержали эксперты Дарья Милославская (Ассоциация «Юристы за гражданское общество»). Алла Самолетова (Европейский университет в Санкт-Петербурге), Ксения Пунина (Центр знаний по целевым капиталам при «Пермский государственный национальный исследовательский университет»), которым мы очень и очень благодарны.
«Общение с экспертами помогло переосмыслить наши планы по поводу создания Целевого капитала, сверить свое видение с реалиями и практикой других организаций, – отметила Елена Володина. – Оказалось, что некоторые мои представления требовали еще более углубленного изучения вопроса и очень хорошо, что на самом начальном этапе мы сможем учесть важные нюансы и избежать многих ошибок, которые делали первопроходцы в этом направлении. Мы очень надеемся, что нам удастся достичь поставленной цели и это будет уже наша общая заслуга.»
По словам нашего директора, стиль общения, при котором люди смело делятся находками, опытом и успешными практиками – это одна из причин, по которой ей нравится работать в НКО секторе. Понятие «коммерческая тайна» естественно для бизнеса и не чуждо некоммерческим организациям, но на пути к благосостоянию общества и отдельных нуждающихся разумнее все делиться тем, что позволяет нам выполнять свою работу лучше. НКО чаще конкурируют с собой прежними, чем с коллегами по цеху.
В третий день семинара обсуждалась необходимость перехода НКО на CRM. Мы еще в 2018 году оптимизировали множество процессов в фонде, апробировали несколько CRM. Ввели шаблоны и пересмотрели алгоритмы. Буквально недавно нам удалось найти решение для улучшения управленческого учета, которое, как мы ожидаем, позволит окончательно перейти из Exel к более продвинутому инструменту. И еще она оптимизация вполне своевременна. В ближайшее время мы все установим и настроим. И тогда в будущем образуется больше времени на сами проекты, на общение с командами наших замечательных специалистов, работающих с детьми в детских домах и центрах, на общение с детьми, на мероприятия и общение с донорами и еще более эффективное ведение проектов и оказание помощи.
Мы очень благодарны за информацию, эффективные решения и поддержку Алексею Сидоренко из «Теплица социальных технологий», Евгении Левенец из “Детские деревни – SOS”, Наталье Петровой, Фонд «Дети наши», Асе Суворовой из «Ночлежки», Кириллу Тихонову из компании Amiveo.
На протяжении всех трех дней семинар в стиле «скрайбинг» отражала талантливая художница Катя Крицева – она в буквальном смысле сделала их незабываемыми.