Состоялась встреча с тремя командами специалистов Портаж ГБУ “Арзамасский дом социального обслуживания для детей “Маяк”.
В этом детском доме около 100 детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). И когда-то в штате был только один логопед и дефектолог. Ситуация изменилась, когда в 2018 году сразу 35 специалистов учреждения прошли обучение на нашем семинаре «Базовые принципы методики Портаж». Простым алгоритмам работы с детьми и проведения занятий по обрабатыванию жизненно важных навыков научились специалисты разных профилей – няни, санитарки, старшие и младшие медсестры.
Сначала идея такой работы и обучения детей новым навыкам казалась сотрудникам учреждения непосильной. Ведь они знали насколько тяжелые нарушения у их подопечных. Мы же надеялись, что практика расставит все на свои места и оказались правы.
В итоге в учреждении стартовали и по настоящее время практикуют 3 пилотные команды «Портаж»:
- Команда Портаж Блиновой Светланы Александровны (9 специалистов)
- Команда Портаж Гуськовой Натальи Сергеевны (10 специалистов)
- Команда Портаж Корсаковой Евгении Владимировны (7 специалистов)
Занятия по методике Портаж специалисты проводили регулярно. Дети отрабатывали жизненно важные навыки познания, навыки младенца, самообслуживания, речи и коммуникации, а также социализации.
Пандемия бросила вызов командам Арзамасского детского дома, но команды справились с этой задачей и не оставили детей без внимания и развивающих занятий.
«Мы наладили работу, преемственность получилась и как отражено в графиках – подключились ранее прошедшие обучение специалисты. Работа получилась очень плодотворной даже в условиях пандемии. Для каждого ребенка ранее были сформулированы долгосрочные цели. И когда начался карантин, специалисты стали передавать своих детей друг другу с учетом вахт. Те кто на вахте стали вести и своих детей и детей коллег. Потом на смену приходили другие специалисты» – сообщила на встрече команды 20 апреля Евгения Корсакова.
Что хорошо в Портаж, так это то, что каждый знает как заполнять и читать Таблицы деятельности. Там отмечается мельчайшие успехи детей и понятно с «какого места» нужно подхватить и продолжить отрабатывать навыки.
«Хотим поделиться своими результатами. Несмотря на то, что прошлый год был тяжелый, мы полны сил и можем работать по нашей методике Портаж. Конечно в 2020 году в этой обстановке превентивной изоляции было очень непросто, но мы искали возможности продолжать работу по методике Портаж. И мы нашли такую возможность, пришли к большим достижениям. За 2020 год наши трое ребят освоили 28 навыков из разных сфер. Для детей с ТМНР это очень много! И то, что раньше у детей не получалось, то после занятий Портаж они освоили. Например, для наших детей очень важны навыки самообслуживания.
Самой главной трудностью была изоляция. Сотрудники менялись, а дети привыкли к одному сотруднику, а карантин каждые две недели педагог менялся. Но потом детям даже нравилось, что приходят новые люди.
Нас всех закалила обстановка в пандемию. Мы сплотились. Узнали лучше людей, с которыми работали много лет вместе» – поделилась Наталья Гуськова, руководитель еще одной команды учреждения.
«Из-за изоляции мы все время находились на территории нашего детского дома. С детьми нельзя было выходить на улицу и мы сделали больший упор на развитие навыков. И им было интересно, и у нас прогресс пошел. С одной стороны пандемия это плохо, но можно и плюсы из нее вынести, что мы и сделали» – сообщил специалист Портаж Георгий.
«В пандемию было непросто. Люди заступали на смену, передавали друг другу дела детей, приходилось привлекать хоть и обученных, но тех кто ранее не вел занятия. Пришлось вводить специалистов в курс дела, вспоминать принципы работы. Постоянно были на связи, консультировались и в итоге мы справились» – добавляет руководитель команды Светлана Блинова.
Мы хотим отдать должное уважение и признание мужеству и самоотдаче работников детских домов, которые в период пандемии оставляли свои семьи, чтобы в карантин жить в группах вместе с детьми-сиротами, делиться с ними еще большей заботой и вниманием, несмотря на ситуацию неопределённости