Недавно мы навестили в ее мастерской Анну Бирштейн – художника, члена Союза художников России, члена-корреспондента Российской академии художеств, участника российских и зарубежных выставок. И попечителя Фонда «Димина Мечта».
«У нас все попечители – это люди, которые искренне верят в то дело, которое мы делаем, и многие годы его поддерживают. Анна из тех людей, которые тихо и молча делают свой вклад, позволяют совершаться чему-то доброму, – отметила Елена, пока мы подходили к мастерской Анны. – Анна у меня ассоциируется с творчеством в чистом виде – во всем. Это и краски в работах, и все, что изображено на картинах – все это у Анны доброе и созидательное».
По ее мнению, в период пандемии и кризиса картины Анны Бирштейн буквально нужно прописывать как лекарство и размещать в больницах вместо телевизоров – столько в них энергии, радости и оптимизма!
Спустя несколько минут мы оказались в мастерской Анны на Верхней Масловке – и промозглую осень улицы буквально вытеснило буйство нарисованных цветов! Сочные, яркие букеты на картинах занимали все стены, были прислонены к батареям и табурету на полу и расставлены на полках стеллажей высотой 4 метра. Уютно пахло масляной краской и олифой.
Я удивилась вслух, как много картин. «Да, картин здесь очень много – я их писала с детства, их очень сложно посчитать – я никогда не считала,» – откликнулась Анна.
Оказалась, что в своей мастерской Анна соединяется со своими родителями. По ее собственному выражению, здесь присутствуют картинами ее отец – импрессионист и ученик Грабаря Макс Бирштейн и мама – известный советский плакатист, автор художественного призыва «Не болтай!» Нина Ватолина.
«Я выросла в семье художников в Москве. Родители мои все время работали, вечером часто уходили, со мной была няня. После войны мама совершенно прекратила рисовать плакаты, – рассказывает Анна. – Она, самый знаменитый плакатист того времени, стала рисовать открытки, картины живописью, наши с сестрой Машей портреты и написала тогда свои первые книги – «Прогулка по Третьяковской галерее» и «Прогулка по Москве», которые сразу же стали ее успехом».
Ее папа – художник и путешественник – оставил помимо замечательных картин, свои путевые заметки с зарисовками по Азии, Грузии, Африке. Семья Анны издала их отдельными книгами недавно к столетию Макса Бирштейна.
С самого детства Анна рисовала и видела себя только художником.
– Мои родители нормально бы отнеслись, если бы я выбрала другую профессию. Но я видела себя с детства только художником, – рассказывает Анна. – Первые мои картины были цветы! Больше всего я люблю писать маслом, но есть у меня и акварели, и пастель, которой я обычно делаю зарисовки в путешествиях.
Картины Анны Бирштейн есть в крупнейших музеях мира и частных коллекциях. В собрании Третьяковской галереи хранится ее картина из серии «Московский пейзаж». На ней изображен красивый дом на Пречистенке. Есть работы Анны и в Московском музее Современного искусства, и в художественных и исторических музеях Архангельска, Тулы, Серпухова, Новокузнецка, Кемеровской области. Из зарубежных собраний, например, в Национальном музее в Вашингтоне. Немало шедевров Анны украшают частные коллекции за рубежом.
– Я не очень долго пишу картины. Портреты – дольше, а цветы – около двух дней. Правда, я могу потом их через какое-то время дописывать. Много летних картин, написанных на даче в Тарусе. Летом у меня идут очень яркие краски, а осенью я приглушаю тона и возвращаюсь к белой гамме. А , например, все мои юношеские работы были в серой гамме».
Надо сказать, что Анна – выдающийся мастер, но при этом совсем не публичный человек – из тех, кто много лет вносят свой неоценимый вклад в помощь нашему фонду. Несколько лет подряд она передавала свои работы для участия в благотворительных аукционах Фонда «Димина Мечта», организуемых при содействии одного из известнейших аукционных домов.
Между тем, Анна очень трепетно относится к той части своей жизни и творчества, которая связана с благотворительностью. На стене в мастерской среди вырезок из газет, старых фотографий ее, ее семьи и родителей, а также открыток висят благодарственные письма Анне от нашего Фонда и сертификаты за картины, которые привлекли миллионы рублей в Фонд. Другая их часть хранится в дачном доме в Тарусе.
Один из сертификатов удостоверяет, что картина – пейзаж, вид из окна ее мастерской – выиграла $15 000, которые были направлены на помощь подопечным Фонда «Димина Мечта». «Такую крупную сумму я никогда не выигрывала, – вспоминает Анна. – Но это был такой прекрасный вид из моей прежней мастерской на Новокузнецкой, где я провела 33 года, что, глядя на картину, люди не верили, что там правда все так и выглядит».
Анна участвует в различных благотворительных событиях со своими картинами, начиная с 1990-х годов. Причем несколько раз это было еще вместе с отцом, Максом Бирштейном. Вместе они передавали картины для «Операции «Улыбка», на котором собирали средства на оплату операций лицевых врачей-хирургов.
«Там участвовало много именитых художников, – вспоминает Анна. – Мы туда очень хорошие картины давали. У меня была такая картина – вид из моей студии: красная церковь, зима. Эта картина тогда прославилась и завоевала много денег, у нее была самая высокая цена».
Трижды за последние годы Анна передавала свои картины для помощи в сборе средств на ремонт клиники в Тарусе, где она проводит летние месяцы, чтобы и там тоже люди могли получить качественную медицинскую помощь в хороших условиях.
«Впервые я участвовала в благотворительном событии в пользу Фонда «Димина Мечта» лет 10 назад, – вспоминает Анна. – Мне предложили участвовать иностранные дамы. Это было впервые и событие проводилось в Англии. Все прошло прекрасно!»
По словам Анны, на таком событии художник ощущает радость и душевный подъем, что может помочь детям, повлиять на их выздоровление, принять участие в судьбе ребенка. Однако, об этой ее деятельности мало кто знает, потому что в разговорах до этой темы обычно не доходит.
«Скорее в автобиографии в каталоге я могу об этом написать, но рассказывать об этом не приходится, – поясняет Анна. – Это очень личное, что глубоко в сердце. Я могла бы и хотела дать картины, чтобы они висели в холле детских домов, в больницах. Например, во время, когда случился Беслан, были такие пункты, куда свозили помощь для пострадавших в том теракте – вещи, одежду, сладости и другое. Я отвезла туда штук 6 больших картин – чтобы повесили в больницу. Порыв был такой. Всех тогда затронула эта беда – и я хотела как-то поддержать людей в их горе.
Я думаю, если мои картины нравятся тем, что они оптимистичные, веселые – их можно отправить в детдом и повесить там в коридоре или в холле. Но руководители детдомов и больниц много раз мне отказывали: говорили, они будут собирать пыль или их могут украсть. И все же в двух больницах мои картины висят. Если бы даже их украли, это бы означало, что ко мне пришла слава!»
В свою очередь Анна передала всем, кто помогает Фонду, свою благодарность за помощь и пожелала, чтобы то благородное дело, которым мы вместе занимаемся, всегда делалось с вдохновением!