Недавно мы побывали в Пскове. За один день посетили Бобровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей и провели круглый стол по итогам второго пилотного проекта Портаж в псковском Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Про круглый стол мы вам рассказали здесь, а теперь – репортаж о поездке в Бобровский детский дом. Чтобы не утомлять вас, мы разделили репортаж на две части. В первой рассказываем о дороге в Псков и встрече и знакомстве в детдоме.
Дорога
В Псков московский фирменный поезд прибывает в 8.30 утра. Город встречает нас проливным дождем. Мы – директор Елена Володина, недавняя выпускница вуза – стажер Елизавета и я, пиар-специалист фонда Инна Образцова – спускаемся на низкий перрон. Навстречу нам шагает мужчина: «Здравствуйте, я – водитель из Бобровского детского дома-интерната. Давайте помогу!». Он берет у нас сумки потяжелее и ведет к машине, на привокзальную площадь. По пути встречаем Светлану Назаркину – сертифицированного тренера Портаж из Пскова. Светлана приехала поприветствовать нас. Мы обнимаемся, обсуждаем планы. В первой половине дня нас ждут в Бобровском детдоме, а во второй мы возвращаемся в Псков и встречаемся на круглом столе со специалистами практикующих и пилотных команд Портаж. Помимо этого, я тихонько мечтаю увидеть Бобровское озеро, рядом с которым построен детский дом. Мне кажется, это озеро – символ надежды и свободы детей, для которых оно когда-нибудь, возможно, станет досягаемым, расширит их горизонты, откроет им новые просторы. Если позволит дождь, время и люди, моя мечта сбудется. Детям, чтобы увидеть озеро, рядом с которым они живут, тоже нужны время и люди – специалисты Портаж, которые им могут помочь. В Бобровском детском доме они, к счастью, есть.
Водитель ставит вещи в багажник. Мы прощаемся со Светланой и усаживаемся в машину. Дождь не стихает. По московской привычке тут же настраиваем навигатор. До цели примерно 70 км и 1 час 15 минут – в городе начались пробки. Будний день – люди едут на работу.
В машине тепло. Справа и слева, в запотевших и залитых каплями дождя окнах, мелькают осыпанные золотом липовые и березовые городские аллеи, отремонтированные купеческие и сталинские дома. Мы с Лизой в Пскове впервые и пытаемся рассмотреть его сквозь мокрые стекла, а Елене Анатольевне картины за окном знакомы: для нее это уже …третий визит с начала года.
Машина выезжает на шоссе. Водитель проводит нам дорожную экскурсию: оказывается, мы едем по абсолютно прямому шоссе Псков-Рига в сторону эстонской границы, шоссе делает всего один поворот, которого не должно было быть. Поворот возник на дороге из-за технического просчета инженера проекта. На том повороте – так называемой «кривой версте» – по легенде, этот инженер и покончил с собой: не смог простить себе профессиональной ошибки. Еще один камень в сторону перфекционизма.
Дорога несчастного инженера получилась красивой: справа-слева ее обрамляет золото берез вперемешку с пылающим багрецом кленами, а далеко вдали, на горизонте, лента дороги уходит в точку. Дождь по-прежнему с нами: он старательно размывает виды за стеклом и превращает их в творения импрессионистов. Полпути позади. Водитель предлагает остановиться у захоронения времен Великой Отечественной войны. В этом месте, говорит он, лежат пленные советские солдаты, которые строили здесь для фашистов железную дорогу. 17 обелисков, на 16 – по 40 фамилий. По сторонам от дорожки к центральному обелиску – две одинокие яблоньки, два памятных валуна, две деревянные беседки, а за ними – аллея из высоких елей, в тени которых и спят воины. На лапах елей блестят как слезы тяжелые капли дождя. Звонкая тишина. Чистый воздух. Спите спокойно, герои. Мы помним, кому обязаны этой тишиной, этим миром, своей свободой.
Возвращаемся к машине. На траве прямо у дороги нас ждут несколько крупных подберезовиков. Забираем их с собой. Видно, нечасто тут бывают люди. Но мы рады, что прикоснулись к истории.
Через несколько километров – шлагбаум. Детский дом расположен в приграничной зоне, куда въезд ограничен. Человек в военной форме спрашивает водителя, куда мы едем. Услышав «детский дом», открывает шлагбаум, и мы проезжаем. Еще несколько минут по ровному асфальту, и мы съезжаем на грунтовку. По ней – еще 7 километров до цели. Эта дорога идеальна для авторалли, которые здесь время от времени проводит молодежь: на ней есть подъемы, спуски, ямы, повороты. С 1962 года, сколько существует Бобровский детский дом, здесь всегда была грунтовая дорога. Стажер Лиза удивляется вслух, что детский дом находится так далеко от цивилизации, на самой окраине области и даже государства. Логично же, что дорога к особенным детям должна быть доступнее, чтобы, прежде всего, быстрее доехала скорая и чаще могли приезжать родственники и волонтеры, чтобы дети могли выезжать на культурные события и контактировать с обществом.
Бобровскому детскому дому-интернату помогает не только наш фонд, есть и другие помощники. Благодаря всем нам мир его воспитанников становится богаче. Но помощников могло быть больше, а помогать было бы легче, если бы не эта грунтовка. Такая дорога – преграда помощи. Но кто построит новую – неизвестно. Ясно, что не детский дом.
Встреча и знакомство
На часах – 10 утра и мы въезжаем в ворота Бобровского детского дома. Дождь не утихает, и игровая площадка и цветущие клумбы у здания выглядят очень ярко на фоне серого дня. Детский дом – аккуратное здание из белого кирпича с небольшой ухоженной территорией. Это здание открылось в 1999-м. До него детский дом располагался здесь же – на месте бывшего хутора, в нескольких деревянных постройках. Мы надеваем маски и выходим из машины. Нас ждут: медработник измеряет температуру бесконтактным термометром – мы в порядке! – и передает нас в распоряжение Ольги Эрмель, старшего воспитателя детского дома и руководителя пилотной команды Портаж Боровского ДДИ. Директор – Александр Валерьевич Степанов – к сожалению, сейчас в командировке в Москве. Детский дом развивается, планируются изменения в его деятельности, которые требуют обсуждений, согласований и много работы. С приходом нового директора условия жизни детей и качество социальной помощи и заботы заметно улучшились, и мы надеемся, что позитивные перемены продолжатся!
Ольга предлагает нам выпить чаю и немного отдохнуть после 14-часового пути. План такой: после чая встречаемся и общаемся со специалистами пилотной команды Портаж детдома, обедаем и в час дня – через 3 часа после приезда – вместе с пилотной командой отправляемся в Псков на круглый стол.
В здании, где мы чаевничаем, обустроена учебно-тренировочная квартира – помещение для сопровождаемого проживания. Здесь две комнаты. В первой проходят занятия ручным трудом. Вторая – фактически «студия» с санузлом и кухней со всевозможной бытовой техникой, чтобы воспитанники могли учиться с ней обращаться. Тут стиральная машина, холодильник, плита, микроволновка, электрический чайник, мультиварка, утюг. Из мебели – уютный диван, два вместительных мягких кресла и большой обеденный стол. Евроремонт – настоящий: его сделали волонтеры из Ирландии. Красиво, уютно и функционально. Дети, как рассказывает Тамара Яковлевна – воспитатель, ответственный за все это хозяйство – здесь многое делают впервые. Например, при участии помощников воспитателей пробуют сами мыть посуду и учатся резать хлеб. Эти новые навыки очень радуют детей. Когда в детском доме заработает программа сопровождаемого проживания, пример воспитанникам будут подавать наставники.
Поглядываю на часы. Одиннадцать. Гадаю: получится ли с озером. Дождь все еще идет.
Отдохнув с дороги, идем смотреть помещение, где планируется установить соляную пещеру, которую при помощи благотворителей наш фонд оборудует уже во втором детском доме.
Продолжение следует.
В завершающей части репортажа мы расскажем, как изменились дети-участники проекта Портаж этого детдома, и об Озере надежды.