Ура, свершилось!!! Мы провели первый пилотный проект по методике «Портаж» в детском доме-интернате в Москве!
Это очень большая радость для нас! Ведь методика “Портаж” зарекомендовала себя во всем мире в качестве успешной и эффективной модели работы по социальной адаптации, абилитации, реабилитации и развитию детей с нарушениями развития. Она очень простая и в то же время имеющая в основе четкий алгоритм действий и базовые принципы, проверенные годами.
А в России имеется единственный в мире и очень успешный опыт применения методики «Портаж» в учреждении интернатного типа – в Елатомском детском доме-интернате для умственно отсталых детей в Рязанской области дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – дети с ТМНР), ранее «лежачие» и «неразвиваемые», вот уже более 10 лет успешно развиваются и растут! Но об этом опыте мало кто знает. Поэтому фонд с партнерами уже несколько лет работал над тем, чтобы начать проект по «Портажу» в столице. Тогда вероятность распространения методики по регионам становится гораздо выше и помочь можно будет большему количеству детей!
Пилотный проект «Портаж» проходил в течение 6 месяцев, с декабря 2016г. по май 2017г., в Центре содействия семейному воспитанию «Доверие» (г.Москва). Целью пилотного проекта было введение в работу с воспитанниками «Доверия» деятельности по модели социальной практики “Портаж” путем формирования команды специалистов, владеющих методикой. И данная цель была достигнута – была обучена и сформирована команда «Доверия», опытными консультантами оказывалась ежедневная методическая поддержка занятий с детьми.
Занятия проводили 3 специалиста с 6-ю детьми, индивидуально с каждым ребенком, по 1 ч/день, 5 дней/неделю. Всего за время проекта проведено 396 занятий. У всех детей в соответствии с их индивидуальными возможностями сформировались навыки в таких областях, как стимуляция младенца, мелкая и крупная моторика, самообслуживание, познание, социализация, речь. Дети приобрели 17 новых навыков и еще 12 навыков в процессе отработки. Особенно важными достижениями стали навыки в сфере самообслуживания и питания, дети стали более коммуникабельные, открытые, улыбчивые, стали много смеяться – их очень радуют занятия и происходящие с ними перемены!
Важно также, что в ходе проекта сформировалась привязанность детей к специалистам – они очень радуются, когда их видят, ждут их и не хотят расставаться по окончании занятий. Как правило, в подобных учреждениях у детей часто совсем нет родных, ребенок контактирует только с узким кругом лиц, в своей группе – это воспитатели и нянечки, в среднем 2 человека на 10-15 детей, и ненадолго приходящие дефектологи и другие специалисты. Времени, уделяемого каждому ребенку, конечно, недостаточно. И специалист «Портажа» становится для ребенка по-настоящему родным человеком, часто единственным, кто ежедневно проводит с ребенком время «один на один», кто верит в него, вдохновляет и радуется вместе успехам. Проект позволил специалистам уделять каждому ребенку больше внимания, лучше понять, что нравится ребенку и заниматься с ним этим. Специалисты общались с детьми даже в случае их болезни, когда не было возможности проводить занятия – навещали, разговаривали, играли, просто дарили им радость общения, тем самым создавая благоприятные условия для развития и выздоровления. Благодаря этому дети стали доверять специалистам и начали верить в свои возможности!
Так, Наташа вначале интереса к занятиям не проявляла и не было контакта со специалистом. Но постепенно она начала эмоционально откликаться на педагога, сама инициировать общение, появился интерес и к занятиям. За время проекта с Наташей отработано 8 навыков, наибольшие успехи – научилась повторять действия взрослого и есть ложкой! Девочка в целом стала менее зажатой, более улыбчивой и милой.
С Дашей вначале контакт был очень формальный – она отворачивалась, в занятие не включалась. Но постепенно начала реагировать на педагога, становилась более открытой. Оказалось, что Даше очень нравится ходить, и каждое занятие просила начать с ходьбы. И к концу проекта она уже стала ходить с меньшей поддержкой взрослого! В апреле мы организовали консультацию физиотерапевта, Джоанн Притчард, директора «The Promise», нашего партнера по проекту. У Даши есть реальный шанс начать ходить самостоятельно, нужно только помочь ей развивать навык ходьбы! К окончанию проекта Даша стала более коммуникабельной, эмоционально отзывчивой и улыбчивой со всеми людьми, научилась есть из ложки, играть с игрушками, всего отработано 7 навыков.
Рустам – не ходячий, не говорящий, интерес к игрушкам проявлял очень поверхностный и кратковременный, контакт со специалистом установился не сразу. Да еще мальчик попал в больницу на 1,5 месяца. Тем не менее, с ним многого удалось достигнуть – установлен контакт с педагогом, мальчик стал радоваться занятиям, ушли зажимы, стал более самостоятельным, эмоционально отзывчивым. С ним отработано 6 навыков, огромный успех – он научился сам держать ложку и доносить до рта, хотя до проекта персонал учил его этому навыку около года и результата не было!
Ваня участвовал в проекте всего 2 месяца, но сразу активно шел на контакт, оживлялся, радовался, очень коммуникабельный и с удовольствием старался выполнять все предложенные задания. Благодаря этому за столько короткое время с ним отработано 5 навыков, которые уже заметно повлияли на его развитие – например, удерживает кружку одной рукой и пьет из нее. Особенно ценно, что мальчик поверил в свои силы, в любовь окружающих, у него раскрылся огромный ресурс для развития.
Галя тоже была в проекте 2 месяца. Девочка с очень тяжелыми нарушениями, с большими двигательными проблемами, слабые руки и ноги, не держит почти голову, слабовидящая, быстро утомляется, то вялая, то очень возбужденная. Поэтому несколько недель велась работа только по выявлению у нее имеющихся навыков, так сложно было понять, есть ли отклик у ребенка, долго не было контакта. Но к окончанию проекта девочка стала улыбаться педагогу, поворачивать голову к ней, следить за ее движениями, появился долгожданный эмоциональный контакт! Удалось поработать пока над 2 навыками – но и это успех, учитывая сложность состояния ребенка. Галю также осмотрела физиотерапевт и дала советы по удобным для девочки позам, обеспечивающим правильное функционирование организма.
Максим в проекте тоже с апреля 2017г., у него тяжелые двигательные нарушения. Но контакт был установлен быстро – он сразу бурно реагировал на свое имя, движениями тела и головы давал понять, что готов к общению. Постепенно спокойнее стал реагировать на присутствие специалиста, стал более расслабленным, стал фиксировать взгляд на педагоге на короткое время. Всего с ним отработали 4 базовых навыка из разных сфер. Физиотерапевт дал также рекомендации по подходящим для него позам.
Еще один важный результат проекта – расширилось представление всего персонала учреждения о возможностях развития и потенциале детей с ТМНР. Ведь они увидели реальные положительные результаты работы и поняли, что дети даже с очень тяжелыми нарушениями могут развиваться и очень нуждаются в этом. Улучшилась в целом коммуникация с детьми, понимание их потребностей в развитии и общении, расширились возможности удовлетворения этих потребностей. Многие сотрудники стали помогать команде в ходе проекта и теперь хотят обучиться методике.
По окончании проекта был проведен круглый стол с участием команды, руководства центра и партнеров проекта. Все участники были единогласны – достигнутые результаты проекта подтверждают применимость модели “Портаж”, ее актуальность, эффективность и пользу для воспитанников «Доверия». Было отмечено также, что эта команда отличается большим энтузиазмом, сплоченностью, самостоятельностью, вкладывает в работу с детьми много душевных сил, тепла и любви. Руководство учреждения очень поддерживает продолжение занятий с детьми по «Портажу» и осенью работа возобновится, уже в текущем режиме. Также мы планируем обучить остальной персонал, чтобы начать работать по методике с другими детьми учреждения.
Реализация проекта стала возможна благодаря пожертвованию компании Boeing – большое спасибо за эту неоценимую помощь! Благодарим наших партнеров – АНО «Обещание» (г.Рязань), Благотворительную организацию «The Promise» (Англия), экспертов из Елатомского детского дома-интерната, консультанта проекта педагога-психолога Краснокутскую Екатерину Николаевну – за Ваше профессиональное участие, опыт и поддержку! И говорим огромное спасибо директору и всей команде ЦССВ «Доверие» – за энтузиазм, целеустремленность и любовь к детям! Благодаря всем Вам качество жизни детей с тяжелыми нарушениями развития улучшается!