Недавно мы побывали в Пскове. Репортаж о поездке мы разделили на две части. Первую можно прочесть здесь. Во второй части репортажа рассказываем о пребывании Бобровском детском доме для умственно отсталых детей, текущих достижениях его специалистов пилотной команды Портаж и Озере надежды.
Детский дом: дети за дверями
Мы заходим в здание и оказываемся в длинном широком коридоре. Свет льется из высоких больших окон с короткими шторками. Они отделаны домашней бахромой, на подоконниках и стене – цветы в горшках. Обстановка очень уютная и совсем не казенная. Вдоль стен у дверей в комнаты расставлены специальные детские коляски. На первом этаже живут дети, которым тяжело передвигаться, на втором – воспитанники, которые передвигаются самостоятельно. На обоих этажах есть и спальные комнаты, и помещения для занятий, и игровые.
Детей в коридоре нет: у них сейчас время различных занятий.
Заглядываем в одну из игровых и вдали мы видим нескольких мальчиков и девочек дошкольного возраста, с каждым занимается взрослый. Сколько им лет – понять сложно. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития часто отстают в физическом развитии от сверстников и выглядят, порой, вдвое младше своего реального возраста. Поэтому ребятам, которых мы видим, на самом деле может быть уже 7-10 лет, а может и больше. Мы идем дальше. Также издали «заглядываем одним глазком» в другую комнату, чтобы не беспокоить воспитанников и сохранять безопасную дистанцию. В ней – дети явно постарше сидят в колясках. Они расположились вокруг специалиста детского дома, который чем-то привлек их внимание. Мы машем детям руками, они с небольшой задержкой машут нам в ответ. Мы закрываем дверь.
Подходим к еще одной комнате. «В ней нет детей, и вообще ничего нет, – загадочно говорит Ольга, – но эта комната будет вам интересна!». Мы сворачиваем по коридору направо и упираемся в дверь. За ней – небольшая комната с признаками начатого ремонта. Оказывается, именно здесь ведутся работы по оборудованию «соляной пещеры» для оздоровления детей. Ее сооружение наш фонд оплатил недавно при поддержке благотворителей – компании Ф.О.Н. (ТМ «Фонбет»), за что мы им очень благодарны. До конца года, мы надеемся, она уже сможет принять первых воспитанников детдома, которым недоступен насыщенный солями целебный морской воздух.
Спрашиваю, сколько сейчас детей, сколько сотрудников. Ольга говорит, что в детском доме около 70 воспитанников, из них – 45 детей до 18 лет, остальные – старше. Сотрудников – более 100 человек. Это, в основном, помощники воспитателей, младшие медицинские сестры по уходу за больными, а коллектив воспитателей небольшой – 5 человек.
Когда мы ехали по грунтовке, то не заметили вокруг жилых домов. Наши наблюдения подтвердила Ольга: поблизости почти никто не живет – cотрудники ездят из соседних населенных пунктов, ближайший из них – Лавры – в 10 минутах пути на машине или автобусе детского дома. Кстати, некоторых детей из детского дома возят именно в гимназию в Лаврах, ближе школ нет. Общественный транспорт здесь не ходит. Некоторые специалисты ездят на работу из Пскова, Печор.
За разговорами возвращаемся в учебно-тренировочную квартиру. По данным Лизы, в 12 дождь должен закончиться и в Псков мы поедем уже по хорошей погоде. Похоже, мои шансы увидеть озеро растут: останется только выкроить время и уговорить людей.
Портаж – волшебный ключ к детям
Вскоре к нам приходят специалисты Бобровской пилотной команды Портаж, чтобы рассказать о своем опыте применения методики и результатах.
Ольга – руководитель этого пилотного проекта и команды специалистов. Всего в команде 5 человек. Команда недавно обновилась, к ней присоединились новые сотрудники. Поэтому одни специалисты начали работать по методике раньше, а другие – недавно, но они сразу окунулись в эту работу.
В пилотном проекте участвует четверо детей с разными нарушениями развития – незрячий ребенок, ребенок с синдромом Дауна, очень отстающий в развитии, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребенок с РАС. Поскольку в детдоме есть и другие дети с такими же отклонениями, задача команды – «подобрать ключики» к этим детям, чтобы представлять, как работать с другими детьми с такими же нарушениями. Сегодня ребятишки, с которыми занимаются по методике Портаж, могут похвастаться многими умениями, особенно в самообслуживании.
Сложность в работе по проекту состояла в том, чтобы давать отобранным детям по одному часу персонального внимания и любви каждый день. В этом детском доме на одного воспитателя приходится 8 детей и все время необходимо заниматься и наблюдать за всеми детьми, поэтому уделить внимание конкретному ребенку в течение дня очень сложно. Но специалисты нашли время для занятий по методике: они перестроили свою работу.
И результаты уже есть. Например, Лиза с синдромом Дауна и сильным физическим отставанием развития окрепла, стала более открытой и улыбчивой. Удивительно наблюдать, как во время отработки одного навыка у нее неожиданно появился сопутствующий: при застёгивании куртки Лиза вдруг начала ее снимать!
Алина с нарушениями опорно-двигательного аппарата пошла, держась за палец воспитателя. При том, что ребёнок получает всего час внимания в день, но очень откликается на эту индивидуальную работу.
Елена Анатольевна обратила внимание на опыт практикующей и пилотной команд специалистов Портаж псковского ЦЛП, которые работают с родительскими детьми.
«Российская особенность в том, что у нас специалисты работают в основном в учреждениях. Тогда как в Великобритании и США, откуда пришла методика Портаж, специалист посещает семью, дает маме карточки и комментарии, и мама сама за неделю отрабатывает 2-3 навыка, – поясняет наш директор. – Зарубежные специалисты Портаж очень удивлены, что мы достигаем успехов не в семьях, а в учреждениях».
Ольга отмечает – когда практикуешь Портаж, появляется азарт, потому что у тебя получается и успех очень стимулирует. «Нам очень нравится эта методика: разработанные подсказки, карточки деятельности, то, что цель разбивается на маленькие шаги, – делится как руководитель команды Ольга. – Мы видим – все это работает! Учишь одного кушать, но и другие дети вокруг тоже смотрят и пробуют делать также! И в команде это делать интересно, нам нравится, мы вдохновлены!»
Озеро надежды
Эта встреча очень вдохновляет и меня! Да и после полудня, наконец, распогодилось. После вкусного домашнего обеда мы готовимся к отъезду. И тут я иду ва-банк и рассказываю Ольге о своей мечте увидеть местную достопримечательность – Бобровское озеро с заграничным эстонским берегом на той стороне. Коллеги меня поддерживают, и Ольга как гостеприимная хозяйка принимает решение выехать чуть раньше. Такое близкое для нас и очень далекое для воспитанников детдома озеро – всего в километре. Через 3 минуты мы уже стоим на берегу и пытаемся охватить взглядом широкую гладь воды с опрокинутым в нее голубым небом, слегка заштрихованным у берега рыжеватыми линиями тростника. Картину завершает эстонский домик на том берегу. Чуть прохладный осенний воздух вливается в легкие, как будто расширяя их. Мы с Лизой делаем селфи с озером, чтобы сохранить в памяти этот полный свежего воздуха пейзаж. Садясь в УАЗик, про себя называю озеро «Озером надежды», потому что надеюсь, что каждый воспитанник детского дома когда-нибудь сможет увидеть его благодаря людям, которые занимаются с ними Портаж.
Спасибо большое сотрудникам и руководству Бобровского детского дома за теплый прием, содержательную беседу о результатах работы с методикой Портаж и за то, что поделились красотами природы!