1 июля 2022 г. в г. Обнинск состоялся Круглый стол «Обзор результатов Пилотного проекта «Портаж» в ГБУ Калужской области «Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие».
В Обнинском реабилитационном центре ежегодно получают помощь более 1000 детей с нарушениями развития. Это учреждение уникально своим устройством. Здесь начинают работать с детьми с ТМНР иногда даже до момента их появления на свет. Помогают совсем малышам и выросшим ребятам. Более сохранные дети после реабилитации поступают в обычные детские сады и школы, заводят семьи. Ребята с самыми сложными нарушениями развития, вырастая, продолжают посещать отделение для молодых инвалидов детства – мастерские.
Команда специалистов прилагает все усилия, чтобы максимально обеспечить потребности семьи и как результат – в Калужской области в разы сократилось число детей-сирот с ТМНР и теперь здесь из 17ти детских домов осталось всего 2! Здесь очень развито приемное родительство даже для детей с инвалидностью.
По данным Пенсионного фонда в Калужской области более 4000 детей-инвалидов, из них не более 200 детей со статусом сироты.
Мы обучили здесь команду специалистов методике Портаж, способную работать с сами тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Теперь каждый из команды может обучить ребенка более 640 жизненно важным навыкам: навыкам младенца, познания, речи и коммуникации, самообслуживания и социализации.
В Пилотном проекте приняли участие 5 специалистов и 5 детей. Главной задачей в ходе проекта было обучение самих специалистов и наработка их практических навыков следования принципам Портаж. Важным результатом стал опыт вовлечения родителей детей в процесс отработки навыков.
В результате маленькая Лиза, страдающая ДЦП, задержкой двигательного и речевого развития, научилась:
- (Самообслуживание 7) Навык: ест пюреобразную пищу. Навык отработан.
- (Двигательной активности 36) Навык: Облизывает с губ. Навык отработан.
- (Познавательная деятельность 3) Навык: вынимает предметы из открытой коробки или емкости, залезая в нее рукой с физической подсказкой. (Физическая подсказка на уровне локтя – педагог контролирует руку ребенка, держа свою руку на уровне локтя ребенка. Ребёнок имеет больше самостоятельности, а родитель всё меньше контролирует движение ребёнка). Навык в стадии формирования.
- (Познавательная деятельность 5) Навык: Подражая, кладет предмет в коробку или другую емкость. Навык в стадии формирования.
Валерия:
- Познавательная деятельность 31. Навык: подбирает образцы с одинаковой текстурой. Навык отработан.
- Двигательная активность 64. Навык: нанизывает 4 бусины за 2 минуты. Навык освоен.
- Познавательная деятельность 33. навык : рисует знак «+» по подражанию. Навык отработан.
- Познавательная деятельность ю навык: собирает 4-х составную матрёшку . Навык в процессе отработки.
Петр:
- Застегивает и растегивает застежку «молния», не вставляя в застежку с полной физической подсказкой (Самообслуживание 24).
- Подбирает подобные предметы (Познавательная деятельность 18). Петя подбирает предложенные подобные предметы.
- Снимает обувь, когда она расшнурована и растегнута (Самообслуживание 24).
- Повторяет звуки, которые произносят взрослые (Речь и коммуникация 1).
- Пользуется туалетом, когда испражняется, возможна одна авария в неделю (днем) (Самообслуживание 38). Петя показывает жестом, что хочет в туалет, просит маму отвести его. Навык в процессе формирования.
Миша:
- Самообслуживание 14 : Сам ест ложкой обычную пищу. Миша сам ест ложкой без физической подсказки взрослого.
- Развитие двигательной активности 66: Прыгает на месте, отталкиваясь двумя ногами. Миша отталкивается ногами от пола с полной поддержкой взрослого. Навык в стадии формирования.
- Познавательная деятельность 19: Рисует каракули. С частичной поддержкой, на уровне локтя, Миша держит кисточку и делает несколько мазков на бумаге краской. Навык в стадии формирования.
Кирилл:
Умения Кирюши в начале занятий: сам не раздевался, пил из бутылки с соской, за столом сидел несколько минут (5-7 мин.), потом вскакивал, к взрослому и игрушкам не проявлял интерес, не разговаривал, только звуки дискомфорта.
Первые 2 месяца отрабатывали один навык, фокус внимания, чтобы ребенок смотрел, что делает: Толкает 3 кубика поставленных в виде поезда.
Когда навык был отработан, подключили еще 2 навыка: самообслуживание, социализация:
- Сует руки в воду и, подражая взрослым, водит по лицу мокрыми руками
- Тянется и хлопает отражение в зеркале или другого ребенка
На данный момент Кирилл:
- сам снимает обувь без застежки куртку (полностью), кепку
- подходит к педагогу и жестом просит поиграть в «догонялки»
- за столом может заниматься без перерыва 25 минут (с подкреплением: пищевым, щекотка)
- Пьет из кружки, обращает внимание на книжки, любит игрушечное пианино.
Что родители получили от участия в проекте «Портаж»?
- «Проводить с ребенком качественное время».
- «Понимание потребностей ребенка, причин его поведения».
- «Не падать духом».
- «Любить ребенка».
- «Я стала менее тревожной».
- «Я меньше раздражаюсь и расстраиваюсь и чувствую себя увереннее».
- «Чаще стала находить верный подход к ребенку».
- «Появилось больше терпения и понимания».
На 20,2 % улучшились показатели социально-значимых навыков у детей, участников проекта «Портаж».